воскресенье, 6 марта 2016 г.

Зарисовки-2. "Не вижу границы моей"

Про рисование и  голова кипит .

Вспоминаю второй день Зимней Мастерской, был такой пятидневный курс на каникулах.
В утреннюю аудиторию вбегает  ученица курса. Розовая от морозца, глаза огромные.
- Что вы со мной сделали?! 
И я спешно соображаю, что не так.
Это Лариса.
Ей кто-то подарил сертификат на мой курс, на первый день.
Она рисовать, в общем, не планировала, но подумала - почему нет - и пришла посмотреть. Весь вчерашний день сидела, задумчиво слушала, задания выполняла, нахмурившись слегка.
 По образованию - психолог, по типу работы - руководитель.
 - Я до четырех утра заснуть не могла! Утром поняла, что если не порисую - взорвусь просто!
- А, ну это нормально, говорю, обычное дело. Новая информация встраивается, мозг ее переваривает. Кипит, да.

...Лариса приходила и каждый день оплачивала по одному дню. У меня курс-конструктор, вдруг кто-то сейчас не может все пять дней подряд, в мае на Весенней студии доберет.
 На пятый день Лариса мне сказала за чашкой чая - я каждое утро решаю, взвешиваю, слушаю себя - и иду.

...В последний день записывали итоговое видео - отзывы, впечатления, эмоции.
Лариса сидела еще более задумчивая, чем в первый день.
И, когда ее спросили - Ну как?
- Я не зря провела время, говорит Лариса, задумчиво рассматривая свою работу, - но рисовать я по-прежнему не умею...
-Это вы не умеете рисовать?- недоверчиво спрашивает оператор.

Все правильно. Чем больше мы знаем, тем меньше мы знаем. 

 Есть два "умею".
"Я умею" =  "я - не боюсь, я справлюсь".  Мы все умеем рисовать. У нас есть руки и мозг, этого достаточно.

 И есть Умею Рисовать, сакральное, как восточная философия. 
Художник никогда вам не скажет " я умею рисовать". Он про другое.
 Рисование - это такой бесконечный процесс, и сказать "Все, я умею рисовать!" -  для любого, кому интересен мир  - практически немыслимо.Это как дверь захлопнуть, получите-распишитесь.

У Рериха есть сказка про царя, которому недоброжелатели решили показать границу его царства. Ну просто чтобы знал, и не считал себя таким уж великим. Показывают ему - вот говорят, граница. "Не вижу границы своей", сказал царь. Так и тут. "Умею" - это граница, а мы можем совершенствоваться бесконечно.


...Мы через месяц встретились в кафе, на "свободное рисование".
Лариса тоже пришла. Мы заказали чай и пиццу, выбрали, что рисовать, поговорили - все рассказывали свои впечатления: кто что потом пробовал, у кого что нового.
Лариса  сказала: - Я не рисую, времени нет. Но вот та работа - помните,  я сказала, что не научилась... Она у меня сейчас стоит, я все время смотрю - она мне все больше нравится. И мне все больше не верится, что это нарисовала я. Получается, и правда, со стороны оценить результат проще, а сами мы не можем...

...А мои выпускницы зимнего курса теперь встречаются рисовать.
Купили материалы, принесли для натюрмортов кто что нашел интересное,  группу вконтакте сделали. Выкладывают свои работы - мастерклассы разбирают, техники осваивают.
Я туда заглядываю посмотреть и порадоваться.

Почему я люблю свою работу? 
Потому что я  рисую, и меня вдохновляет то, что рисуют другие уникальные Рисователи.

Рисунок Натальи, студия дружеского рисования "Каравелла"


Рисунок Юлии, студия дружеского рисования "Каравелла"




суббота, 5 марта 2016 г.

пятница, 4 марта 2016 г.

Рисование - это спорт. Зарисовки.

Первым пришел молодой человек. Он - по фигуре заметно - спортсмен. Спрашиваю про спорт - говорит, боксом занимался, а сейчас работает в крупной компании, целыми днями - цифры, таблицы. Пробежка по утрам. Почему, говорит, спорт? Стало интересно, вот, пришел.
Усадила его на тестирование.

Когда ко мне приходит новый человек - это всегда наш общий такой процесс: он пришел что-то взять. Например, научиться рисовать лотос пастелью, как на картине, или  феррари последней марки одним взмахом пера. 
Ну или просто хочется нового, душа просит, мозг устал, требует - красок, яркого, а за окном календарный сибирский март, с черно-бело-серыми разводами. 
И человек читает "рисование", а потом еще "это спорт", или "Иди, рисуй!" - и идет.
Приходит - а я ему - бац - и тестирование.

- Вот, нарисовал. И что это все значит? - спрашивает.
Рассказываю.
Вот это - наши сильные стороны, вот тут - зона развития, вот это - нам предстоит делать.
А вот это будем использовать для релакса и чтобы настроение поднять.
Слушает недоверчиво. Что-то прикидывает в уме.

Мне тоже нужно - дать информацию, дать результат. А результат - он  зависит от этого самого, пришедшего.
Например, от того, как работает его - ваш, Дорогой Пришедший, мозг.
Первичное тестирование - это примерно полчаса, и несколько заданий. 
Они простые, но заранее я их не выкладываю, они всегда индивидуально немного. 
Потому что мне нужно именно - спонтанная реакция, которая привычка. Как мозг привык думать.

Работаем полтора часа. Спортсмен мой уже дважды вставал размяться. 
Конечно, рисовать на результат - это примерно как стометровка, потом два километра трусцой, и потом приседания. При "правильном" рисовании все тело  работает, как при фитнесе, а мозг - как на тренинге по бизнесу.
В этом и суть - научиться рисование использовать по максимуму.
Используют , например, люди танец для того, чтобы самочувствие улучшить, одновременно - легкость в голове и терапия души. 
А я учу рисование использовать - переучить мозг, и настроить руку на меткость, всего навсего.
Дел-то - на несколько дней, чтобы разобрать систему. А дальше - бери и пользуйся. 
Рисуй.

Тренировка окончена, говорю. Если завтра придете - скажете, как сегодня голова весь день работала, были ли отличия.
Хорошо, говорит Боксер, идет к выходу.
Потом внезапно останавливается.
- А скажите,  я вот бывает, читаю книгу, например, и там что-то интересное и сложное. Я разобрался, все классно. Но потом как-то трудно снова сконцентрироваться.  Надо дальше - а я читаю на автомате, текст не вижу.
А это - давайте ваши рисунки, говорю - вот у вас, вот и вот.
Значит, надо это использовать тут вот и вот так... 
И мы минут пятнадцать еще прикидываем стратегии возможные.
Но это уже не совсем про рисование. 
Рисование тут - побочный результат, стопроцентно доступный.  Но - не единственный. Кому-то нужно творчески развиться, кому-то - мозг прокачать.

Именно на этом все и строится - мы вместе строим стратегию, как быстро и вкусно именно для уникального Тебя  выбрать способ освоить неуникальный навык. И это сочетание уникального мозга и неуникального, обычного навыка подарит миру нового Рисователя.
Моя задача - дать основы навыка и базовые раскладки, как работает голова в рисовании, и как работает рука в управлении головой. И как сделать так, чтобы рука слушалась голову, и наоборот.

...Утро. Семь часов. Ну время такое у моих тренингов на этом фестивале - с семи до девяти, для самых фанатов и энтузиастов. (70 процентов спят после дискотеки, 20 процентов на йоге, оставшиеся 10 процентов - на нумерологии, основах макияжа и у меня.)
В этот раз пришли пятеро - четыре женщины (женщины вообще чаще приходят, они любопытнее, ну и самосовершенствование у них вшито в главное, а не между работой и работой) и Боксер. 
Ну как, говорю, голова вчера?
- Не было, говорит, возможности применить. Но мозг почему-то кипел, заснуть до двух часов не мог. Какая-то активность непонятная...

Используйте, говорю. Вот будет у вас корпоративная учеба, интенсив - вы рраз - и мозг себе "прогреете"...
И мы садимся рисовать.



На стене висят ватманы с надписями-благодарностями: имя тренера - и отзыв.

...Ольге Левской: "Интересно, рисование - это спорт. Никогда бы не подумал". 







суббота, 2 января 2016 г.

Mike Ivanov, тушь, пастель, Автор, Каждый уникален.

Тушь, пастель. Mike Ivanov , Ванкувер, (5 занятий по скайпу. Я уточняю временной параметр, чтобы было понятно - прогресс зависит именно  от усилий того, кто занимается,.)
Отдельная тема Майка - желание научиться рисовать деревья.
Два рисунка с парными деревьями называются "Fratres" ("Братья" - лат.) - на видео музыкальное произведение композитора Arvo Pärt которое Майк видит настроением к этим рисункам.

Самое интересное - это наблюдать со стороны, как зерна навыков прорастают в нечно большее, как появляется то, в чем тренер уже не принимает участие. Это удивление, смешанное с белой завистью - ты такому точно не умеешь, и не сумеешь никогда - потому что - штучное, посаженное природой именно в этого человека , с его особенностями и биографией, его видением мира и идиосинкразиями.

 В общем, то чувство, когда ты - как  технарь-включатель инкубатора, из которого вдруг  вылетает птица!







воскресенье, 27 декабря 2015 г.

Рецензия, Mike Ivanov, Канада

Mike Ivanov, пост в фейсбуке:"Наверное я должен как-то объяснить появление здесь неподписанных рисунков, тем более, что некоторые уже спрашивали. 
Происходит вот что. Когда-то я мог писать скажем так стихи; в них даже присутствовала, как мне говорили, некая толика поэзии. Потом в определенный момент это куда-то напрочь исчезло, а потребность в выделении поэзии из организма осталась и продолжала мучить меня все со все большей силой. От безысходности мне подумалось, что через рисование вполне можно бы справлять эту романтическо-поэтическую нужду. 
Я много раз пробовал начать, - и по книжкам и так, но ничего не выходило. В какой-то момент я увидел что Ольга Левская ведет курсы рисования, и поинтересовался, могла бы она это делать по скайпу. 
Мы попробовали, и стало что-то получаться. 
Было пять занятий, посвященных различным техникам, стилям - линия, пастель, тушь и так далее. Осталось еще одно. Результаты я с недавнего времени стал выкладывать здесь. По большей части это упражнения, а не законченные работы. 
Что я могу сказать.. Как в общем-то и обычно, просто знаний недостаточно. Абсолютно необходим кто-то находящийся в контексте, кто мог бы научить отличать главное от второстепенного. Еще перед некоторыми вещами в голове иногда имеются барьеры. То есть, смотришь на мелок например и не понимаешь что с ним делать, даже если и читал, а то и смотрел на ютюбе пятьсот раз. Непременно нужен преподаватель, который сказал бы, например, "возьми его тремя пальцами и рисуй тонкие линии". И ты его берешь и он начинает вдруг рисовать. Причем другому студенту тот же преподаватель мог бы сказать нечто совершенно иное - закрасить весть лист, например. 
То есть, я сейчас убежден, что научение рисованию это на 90% дело психологии и 10% - техники. Еще конечно я очень благодарен Daniela Ivanova (прим.:дочь) за понимание, поддержку и ценные советы. Чем сие предприятие кончится, я не знаю. Мне и самому интересно, куда это все зайдет. Пока просто делаю то, что нравится. Такие дела."



пастель



"December", китайская тушь

суббота, 5 декабря 2015 г.

Онлайн режим




Работа в режиме онлайн. В обратном порядке рисунки после третьего, второго и первого занятий.
 С разрешения автора, Mike Ivanov (Canada). 
На курс онлайн пришел 4 ноября, работаем раз в неделю час, в промежутках выполняются домашние задания.